«Наука и религия» имеет самое непосредственное отношение к миру животных. Все мы с вами хорошо знаем, какой огромный и воистину неоценимый вклад внесли в науку животные – как беспозвоночные, так и позвоночные. Важные области исследований, где используются простейшие и беспозвоночные, – это биология развития, генетика и эволюция.
Наиболее популярны у ученых-генетиков опыты с мушками-дрозофилами и нематодами (круглыми червями), с маленькими рыбками данио-рерио, крысами, мышами и т.д. Из более крупных представителей фауны в научных экспериментах чаще всего используются кролики, приматы, собаки и кошки. Конечно, использование животных в научных экспериментах – очень непростой в этическом плане вопрос, и в мире существует немало обществ и движений в защиту животных, деятельность которых неоднократно прерывала самые жестокие опыты, проводившиеся во имя науки
Но как бы мы ни относились к опытам на живых существах, а все-таки вынуждены признать, что все достижения медицины XX века, например методики лечения диабета и лейкемии или трансплантация органов, так или иначе связаны с испытаниями на животных. Кроме фундаментальных и прикладных биологических исследований, живых существ используют для опытов в космических лабораториях, на военных предприятиях, для тестирования лекарств и бытовой химии.
Итак, собаки – легко обучаемые, привыкшие к человеку и очень сообразительные животные – чаще всего принимают участие в психологических экспериментах. Обычно для опытов используются некрупные и дружелюбные гончие. На рубеже XIX и XX веков тысячи собак стали объектами исследований при изучении условных и безусловных рефлексов, а также нервной системы. Исследования известного нам всем со школьной скамьи академика Павлова изменили представления о механизмах высшей нервной деятельности позвоночных, а также внесли вклад в ветеринарную медицину, изучение механизмов пищеварения и дрессировку домашних животных. А самая известная серия опытов с участием собак – это, безусловно, полеты в верхние слои атмосферы и космос, о чем мы рассказывали в предыдущем номере.
Хотя с точки зрения генетики человеку ближе всего лабораторные мыши (оказывается, гены человека и мыши совпадают на 99%), эволюционно нашими ближайшими родственниками являются высшие приматы. Поэтому чаще всего на человекообразных обезьянах тестируют вакцины от «человеческих» болезней (например, от полиомиелита и гепатита), их используют в токсикологических тестах, неврологических, психологических и генетических исследованиях. В ходе исследования макак-резус – модельных животных, которые содержатся в большинстве лабораторий, занимающихся этологическими и нейробиологическими исследованиями, медики открыли резус-фактор – фактор совместимости крови. Кстати, приматы также принимали участие в космической программе США, но показали себя далеко не так хорошо, как собаки. Обезьяны ведут себя более непредсказуемо и хуже поддаются дрессировке, поэтому перед стартом большинству из них приходилось делать общий наркоз, а это искажало результаты испытаний.
Еще один интересный эксперимент с высшими приматами, начатый американскими учеными в 1967 году, – это попытки обучить обезьян языку жестов, о чем мы тоже говорили на страницах нашего журнала. Хотя феномен «говорящих обезьян» не подтверждается большинством исследований, тем не менее попытки (причем удачные!) обучить приматов человеческому языку открывают много нового в процессах обучения и усвоения речи.
О том, какую пользу приносят медицине овцы, которых обыкновенно принято считать глупыми животными, мы довольно подробно писали в новогоднем выпуске нашего издания. Итак, животные, безусловно, приносят людям огромную пользу, хотят они этого или нет, и поэтому мы должны относиться к ним с должным уважением и беречь их от исчезновения, хотя бы из соображений экологии.
Животные, безусловно, приносят людям огромную пользу
Но вот некоторые религии предписывают почтительное отношение к животным вовсе не по этой причине, а совсем по другой. И об этом речь пойдет во второй части нашей статьи.
Религиозное почитание животных называется зоола́трия (от греч. ζωον – животное и λατρεια – служение, культ). Зоолатрия была характерна для многих народов. Так, например, в Северной Америке и Северной Азии существовал культ медведя, в Южной Америке почитали ягуара, в Южной и Юго-Восточной Азии – тигра и змею, в Океании – акулу, в Африке – леопарда, в Европе – волка и т. д. В Древнем Египте зоолатрия была распространена очень широко: каждое племя чтило своего покровителя. Так, существовал культ быка Аписа в Мемфисе, кошки Баст в Бубасте, сокола Хора в Эдфу и Летополисе. Корова в Древнем Египте никогда не приносилась в жертву, ибо считалась священным животным богини Хатхор, а затем и Исиды, а в эллинистический период – из-за греческого мифа о прекрасной Ио, превращенной ревнивой Герой в корову. В религии Древней Греции пережитки зоолатрии проявлялись в животных атрибутах богов (орел у Зевса, сова у Афины, лань у Артемиды и т. д.). В христианстве также прослеживаются внешние черты зоолатрии: Иисус Христос – агнец и рыба, Иисус Навин – «сын рыбы». Святой Дух является в Библии в образе голубя.
Корни зоолатрии восходят к глубокой древности, когда первобытные охотники совершали магические обряды, надеясь с их помощью добиться успеха в промысле и защитить свою жизнь от опасных хищников. Об этом свидетельствуют древние наскальные рисунки. С точки зрения материалистической науки происхождение зоолатрии объясняется бессилием и страхом первобытного человека перед природой.
Зоолатрия тесно взаимосвязана с другими формами первобытной религиозности, в частности с тотемизмом. Древние люди поклонялись тотему – животному, которого они считали своим предком.
В настоящее время зоолатрия в чистом виде сохраняется лишь в некоторых странах Азии и Африки. Например, в Индии почитаются коровы, змеи, обезьяны, гавиалы (один из видов крокодилов) и т.д. Причем почитаемые животные часто проживают при индуистских храмах, которые нередко посвящены им самим или божествам и святым, чьими воплощениями они объявляются. Так, на северо-западе Индии, в Дешноке, при храме Карни Мата проживает множество крыс, считающихся инкарнациями местных жителей.
Вообще в индийском обществе сознательное причинение вреда священным (и не только) животным считается тяжким проступком и карается на законодательном уровне. Очень многие последователи индуизма, джайнизма и буддизма соблюдают обет ахимсы, предполагающий обязательство никогда не совершать насильственных действий в отношении любых живых существ. Убийство живого существа в индуизме считается грехом, так как приводит к прерыванию естественного цикла перевоплощений, в результате чего невинная жертва обречена заново родиться в той же самой форме жизни.
Наиболее известным почитаемым животным является корова. Она считается священным животным в индуизме, джайнизме, зороастризме, ранее почиталась в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.
В индуизме корова олицетворяет добродетель, изобилие, чистоту, святость. Употребление говядины и забой коров в этой религии не допускаются. Корова – символ бескорыстного жертвования. Она дает молоко и другие молочные продукты, служащие одним из важных элементов вегетарианского питания, поэтому индуисты почитают ее как мать. Убийство коровы приравнивалось к убийству брахмана и, например, в середине I тысячелетия н. э. каралось смертной казнью.
До сих пор в Индии и Непале, где индуизм исповедует большинство населения, корова находится под защитой государства и пользуется огромным уважением. Это священное животное ассоциируется также с разными девами и формами Бога. В частности с Шивой, который ездит на быке Нанди, с Индрой, который тесно связан с коровой Камадхену, исполняющей желания, и, конечно, с Кришной, который в детстве пас коров и телят.
Тем не менее в ведийской религии имели место ритуалы жертвоприношения коров. Но в жертву приносились только старые и немощные животные – таким образом они получали возможность обрести новое тело в цикле сансары. Позднее ритуальные брахманические жертвоприношения коров были запрещены.
«Я поклоняюсь им, и я буду защищать поклонение им, даже если против меня выступит весь мир»
Почитание коровы в ведийской религии, возможно, связано с тем, что население индийского субконтинента, большую часть которого составляли пастухи и земледельцы, исторически зависело от молока и молочных продуктов и использовало коровий навоз как удобрение и топливо. Риг-Веда гласит, что коровы наиболее чистые животные и обладают самой большой очистительной силой. Во всех основных священных писаниях индуизма говорится, что коровье молоко помогает пробудить в человеке саттвические качества. Коровье топленое масло (гхи) повсеместно используется при проведении религиозных ритуалов и в обряде приготовления пищи (прасада). Коровий помет в Индии и сегодня используется для самых разных целей: им удобряют землю, обмазывают стены жилища для очищения от злых сил. Дым горящего навоза отгоняет комаров и других насекомых и вообще считается сильным дезинфицирующим средством. А коровья моча широко применяется в религиозных ритуалах и даже в медицинских целях.
Махатма Ганди также почитал коров. Он говорил: «Я поклоняюсь им, и я буду защищать поклонение им, даже если против меня выступит весь мир». Как и все индуисты, Ганди почитал корову как собственную мать, называя ее «матерью миллионов индийского человечества». Он говорил: «Когда умирает наша мать, это означает, что нужно заплатить за похороны и кремацию. Мать-корова одинаково полезна как в живом, так и в мертвом виде, когда мы можем использовать каждую часть ее тела: ее мясо, кости, рога и шкуру. Но я говорю это не для того, чтобы люди использовали ее, а для того, чтобы показать, насколько велика ее любовь к нам».
И сегодня в таких странах как Индия и Непал, где индусы составляют большинство населения, коровье молоко и молочные продукты продолжают играть ключевую роль в религиозных обрядах. Повсеместно коровам оказывается величайшее уважение, им разрешается свободно бродить даже по самым занятым улицам больших городов, таких как Дели. Никто не посмеет потревожить корову, отдыхающую посреди даже самой оживленной улицы и мешающей движению машин. Она имеет на это священное право, и не простому смертному оспаривать его.